Академик Павлов

Материал из Тотальная Психиатрии

Великий Павлов

Возможно ли экстраполировать нейродинамику на психические процессы? Я говорю вам да, возможно. Не только я, академик Павлов так и поступал. Я говорю здесь, например, о той девушке, которую лечили Брейер и Фрейд. Павлов единственный увидел в её поведении сшибку противоположных процессов в коре мозга (об этом будет сказано в разделе о психоанализе). Это дало очень серьёзное развитие теории экспериментальных неврозов. И в 23-й лекции, в "Лекциях о работе больших полушарий головного мозга", он много аналогирует, как сам говорит, на эту тему. Почему Павлов, нобелевский лауреат, не был понят? А в этом вопросе он не был понят (в вопросе развития неврозов и всей психопатологии).

Есть и такая точка зрения: "До сих пор не потеряла своего научного значения теория И. П. Павлова" (Котляр, 1986). Не потеряла? А она его приобретала в полной мере? Как так получилось, что теория и практика экспериментальных неврозов у собак не оказала никакого влияния на теорию неврозов у человека? Никакого.

"Учение Павлова оказало большое влияние на развитие отечественной психиатрии". Как мило... На корифеев Краснушкина Г. К. и Фелинскую Н. И.? А в чём это влияние? Отвечаю - ни в чём. Время их работ 60-е годы ХХ века. На протяжении 100 лет ничего. Кербиков с Ушаковым...
А воз, под названием невроз, и ныне там, так сказать. Пока вы, господа психиатры, штамповали свои научно-макулатурные труды и делили регалии больные неврозами погибали под ударами этой патологии.

Вейн А. М. (1989): "Атака на невроз как функциональную патологию с позиции изучения соотношения функционального и органического оказалась исторически продуктивной". Какая прелесть... Он не пишет "продуктивной", он пишет "исторически продуктивной". В чём продуктивной? Атака? Это он атакует? Что он атакует? Свою диссертацию?

Далее. "Вызывает недоумение и законный протест недооценка значения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности для естествознания" (Б. И. Котляр, Пластичность нервной системы, М., 1986). У Б. И. Котляра больше интеллектуальной совести, чем у А. М. Вейна, хотя оба нейрофизиологи.

Собака не человек? Не спешите, господа. По поводу экстраполяции.

"В основных школах психологов за худший вид ереси принималась попытка дать физиологическое объяснение психическим явлениям" (Милнер, 1973). Вот так вот, за худший вид ереси.

Академику И. П. Павлову приходилось вести "борьбу за физиологию" с психологами по всему миру. Мы это видим в его письме "Ответ физиолога психологам" американскому исследователю.

Были и такие заявления: "...понятия функционального состояния, тонических рефлексов и предпусковой интеграции, рассматриваемые в физиологии высшей нервной деятельности как состояния, на фоне которых развивается приспособительная деятельность, имеют много общего с понятиями настройки, преднастройки и установки, определяемые в психологии как психические состояния" (Узнадзе, 1961, 1966).

Теперь важное: "...временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое -, то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений, или из букв, слов и мыслей" (Павлов И. П., "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных" М., Наука, 1973, стр. 489).

Академик Павлов прямо связывает физиологию и психологию и правильно, на мой взгляд, делает. В ответ на тормозной сигнал (похороны, например) нейроны не тормозятся, а возбуждаются, и всё таки генерируют потенциал действия (оскорбительная мысль об умершем, ассоциация по Павлову).

Что это психологически? В храме хочется крикнуть что-то кощунственное. В лысую голову хочется воткнуть острый предмет (айхмофобия), а это голова твоего друга (даже ребёнка), хотя и не другу не стоило бы этого желать. И тысячу ещё. Как достигается предельное торможение нейронами коры, я поясню ниже.

Далее. "Изучение биохимических механизмов высших нервных функций, по существу, только начинается. Вероятно, наибольшей эффективности следует ожидать, от работ, объединяющих возможности нейрохимического и нейрофизиологического подходов" (Б. И. Котляр, 1986). Прав профессор.

При недосыпании, утомлении, нехватке витаминов группы В может персеверировать какая-либо мысль или мелодия. Это не истинная обсессия. Для истинной обсессии нет необходимости в утомлении. Она возникает от недостаточности субординационного тонического тормозного контроля (СТТК), вследствие увеличенного количества нейронов коры. СТТК "на всех не хватает" и "кто-то ускользает". Феномен истинных обсессий присущ только ананкастам. Явление "застревающих" мелодий и т. д., возникает у любого мозга при утомлении. При нём (утомлении), СТТК слабеет и его "не хватает" уже на нормальное количество нейронов. Каковое имеется у любого неананкаста. Анатомические данные от профессора Савельева, подтверждающие вышесказанное об увеличенном количестве нейронов, в разделе "Ананкастия".